Свобода от детей и семьи — это норма или угроза для общества?

26.05.2024

23 мая 2024 года в Исламском колледже им. Марьям Султановой проведен Круглый стол на тему: «Проблемы современной семьи». В нем приняли участие студенты и преподаватели Исламского колледжа и преподаватели Уфимского университета науки и технологий.

2024 год объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Годом семьи, цель которого заключается в укреплении государственной семейной политики и сохранении традиционных семейных ценностей. Семья является первоосновой духовно-нравственного воспитания и формирования традиционных российских ценностей. Идеалом является многодетная, многопоколенческая семья, исповедующая традиционные ценности – патриотизм, гражданскую и религиозную идентичность, уважение к старшим, заботу о близких, ценности труда.

В мероприятии выступили с докладами: 1) доктор философских наук, профессор кафедры социальной работы Уфимского университета науки и технологий Вильданова Гюзель Булатовна по теме: «Основные принципы семейных ценностей» и 2) преподаватель Исламского колледжа им. Марьям Султановой Ибрагимов Фаниль Фандасович по теме: «Почему люди становятся Чайлдфри».

На Круглом столе были рассмотрены наиболее актуальные вопросы, связанные с драматическим состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения учащихся студентов к осмыслению семейных ценностей. «Что такое семья?», «Зачем нужна человеку семья?», «Можно ли прожить без семьи?», «Что стало причиной того, что большинство современной молодежи боится создать семью и родить ребенка?» – на эти и многие другие вопросы искали ответы участники нашего Круглого стола. Обсуждались следующие вопросы:

1. Что такое «семья» и «семейные традиции».

2. Какова демографическая ситуация в России: проблемы и перспективы их решения.

3. Какова роль семьи в формировании ценностей учащейся молодежи.

4. Каковы основные принципы семейных ценностей.

5. Что такое «Чайлдфри» и каковы его ценностные ориентации.

Первым докладом «Основные принципы семейных ценностей» выступила профессор Уфимского университета науки и технологий Вильданова Гюзель Булатовна, отметив, что семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества. Независимо от культурных особенностей, дети рождались, воспитывались и подрастали в семьях, постепенно перенимая опыт и традиции старшего поколения, становясь полноправными представителями своего народа.

В настоящее время существует множество проблем, связанных с созданием и сохранением семьи. Какие проблемы семьи мы здесь можем выделить?

- сокращение рождаемости и падение прироста населения;

- увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин;

- уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности;

- возрастающие потребности семьи и ограничение возможностей их удовлетворения;

- легкомысленное отношение к браку и семье;

- отсутствие самодисциплины и половая распущенность;

- высокий процент числа разводов (распадается каждый третий брачный союз).

Здесь нужен глубокий анализ учеными понятий семья и семейные ценности. Изменения в понимании семьи и семейных ценностей в нашей стране ведут к изменению образа семьи, передаваемого будущему поколению. Общество и государство заинтересованы в поиске современных семейных ценностей у молодого поколения, что обуславливает актуальность самого исследования.

В частности, на вопрос «Что такое семейные ценности?», докладчик сказал, что семейные ценности – это убеждения, этика, приоритеты и мировоззрение, разделяемые каждым членом семьи. Эти кодексы поведения создают структуру в семьях и могут определять роль каждого члена. Они также помогают семьям справляться с трудными задачами и отличать добро от зла в сложных ситуациях. Следующие общие принципы могут повлиять на многие сферы жизни семьи, в том числе:

1. Повседневные занятия.

2. Дисциплинарные методы для детей.

3. Разделение обязанностей по дому.

4. Образование.

5. Финансы.

6. Стили воспитания.

7. Отношения.

8. Религия.

У каждой семьи есть свои уникальные основные ценности, основанные на приоритетах и потребностях отдельных членов. Эти принципы часто передаются из поколения в поколение, передаваясь от бабушки и дедушки к родителю и ребенку. Например, дети обычно перенимают нормы и личностные качества у своих родителей.

Будучи первичным институтом воспитания и становления человека, семья передаёт подрастающему ребёнку не только знания, но и формирует его мировоззрение и миропонимание таким образом, чтобы всякий человек, став взрослым, чувствовал ответственность не только за себя, но и за жизни окружающих его людей. Именно в семье мы учимся заботиться о ближних, доверять, любить, правильно выражать свои чувства и эмоции, быть справедливыми и честными, жить в коллективе и ставить интересы общества выше интересов отдельной личности. Исследователи выделяют семь ценностей, которые укрепляют семьи.

7 ценностей для крепких семей:

1. Любовь.

2. Эмпатия.

3. Совместное семейное времяпрепровождение.

4. Честность.

5. Верность.

6. Настойчивость.

7. Уважение.

Как передавать семейные ценности из поколения в поколение?

Лучший способ – жить так, как вы считаете правильным, показывая детям ежедневный пример. Можно представить, что вы – важное звено в цепи, которая идет от ваших прадедов к вашим правнукам, и именно вам предстоит передать дальше все самое лучшее и достойное, что накоплено предыдущими поколениями. Оставаться наедине с этой миссией не стоит: смело привлекайте старших родственников, создавая вокруг детей ту атмосферу привязанностей.

Далее, выступил со следующим докладом «Почему люди становятся чайлдфри» Ибрагимов Фаниль Фандасович. Чайлдфри (от англ. childfree – свободный от детей) – это люди, которые сознательно не заводят детей. Идентифицировать себя как чайлдфри могут как состоящие в постоянных отношениях или браке люди, так и одинокие. Люди отказываются заводить детей по множеству причин: от финансовых до экологических.

Чайлдфри являются менее «социально удобными», им в большей степени свойственен эгоизм и индивидуализм. Исследователи в ходе социологического исследования были выяснены наиболее распространённые причины быть чайлдфри: нежелание жертвовать личным пространством ради ребёнка, отсутствие убедительной причины заводить детей, нежелание терять время, активное отвращение к детям.

Чем чайлдфри отличаются от бездетных? Бездетность может быть добровольной и вынужденной. В этом принципиальная разница. Люди становятся вынужденно бездетными по не зависящим от них причинам. Самая распространенная – бесплодие. Те, кто намеренно отказываются от детей, могут иметь возможность родить ребенка, но предпочитают этого не делать по собственному желанию.

Движение чайлдфри в России и мире. Демографическая яма в России - это 1990-е годы. Но в то время идеология чайлдфри в Россию только заходила. Главной причиной низкой рождаемости тогда стали социальные, экономические и политические проблемы – экономический кризис и дефолт. Кроме того, на показатели рождаемости повлиял всплеск сексуальной революции и первый секспросвет. Те, кто был подростком в середине 1990-х, стали первыми чайлдфри в России. Первые объединения начали появляться в конце 2004 года в виде виртуальных сообществ, которые насчитывали от 300 до 500 человек. Со временем именно активное взаимодействие в интернете стало особенностью движения чайлдфри в России. Сегодня подобных сообществ стало значительно больше. В некоторых из них состоят до 50 тыс. участников. Почему люди становятся чайлдфри? Чайлдфри – это определенная идентичность, которую люди принимают сознательно. 

Исследователи выделяют несколько причин, по которым россияне отказываются заводить ребенка:

Детские психологические травмы. Негативный опыт, из-за которого человек разочаровался в идее семьи и не хочет воспроизводить ситуации, в которых теоретически он может пережить то же самое. Личный негативный опыт человека, связанный с детьми.

Влияние окружения. С каждым годом в мире становится все больше последователей чайлдфри-идеологии. Множится и количество причин, по которым люди отказываются заводить детей. У этого явления имеются свои причины:

- нежелание брать на себя дополнительную серьезную ответственность;

- страх перед необратимостью решения;

- отсутствие партнера;

- недовольство несовершенствами мира;

- осознание проблемы перенаселения планеты;

- финансовые трудности;

- дороговизна содержания ребенка;

- желание сохранить свободу и формат жизни «для себя»;

- страх перед социальными проблемами, с которыми столкнется ребенок;

- боязнь беременности и изменений, которые случаются с телом во время и после родов;

- страх процесса родов;

- негативное отношение к младенцам;

- восприятие детей в качестве помехи на пути к самореализации;

- неравномерное распределение родительских обязанностей (в основном в гетеросексуальных семьях о детях заботится женщина).

После выступления докладчиков и их ответов на вопросы студентов участники круглого стола приняли следующие основные задачи, которые заключаются в:

1. развитии у студентов стремления жить в дружной, благополучной семье, основанной на духовном единении, которое основано на общности жизненных целей и принципов совместной жизни родителей и детей;

2. укреплении у молодежи чувства благодарности к своим родителям за их заботу и внимание;

3. ориентировании молодежи на создание собственной крепкой и дружной семьи. Именно в семье он учится любви, ответственности, заботе и уважению.

В процессе обсуждения участниками Круглого стола были обобщены научно-методические и практические подходы к решению актуальных проблем семьи и семейных ценностей.