26.05.2024
23 мая 2024 года в Исламском колледже им. Марьям Султановой проведен Круглый стол на тему: «Проблемы современной семьи». В нем приняли участие студенты и преподаватели Исламского колледжа и преподаватели Уфимского университета науки и технологий.
2024 год объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Годом семьи, цель которого заключается в укреплении государственной семейной политики и сохранении традиционных семейных ценностей. Семья является первоосновой духовно-нравственного воспитания и формирования традиционных российских ценностей. Идеалом является многодетная, многопоколенческая семья, исповедующая традиционные ценности – патриотизм, гражданскую и религиозную идентичность, уважение к старшим, заботу о близких, ценности труда.
В мероприятии выступили с докладами: 1) доктор философских наук, профессор кафедры социальной работы Уфимского университета науки и технологий Вильданова Гюзель Булатовна по теме: «Основные принципы семейных ценностей» и 2) преподаватель Исламского колледжа им. Марьям Султановой Ибрагимов Фаниль Фандасович по теме: «Почему люди становятся Чайлдфри».
На Круглом столе были рассмотрены наиболее актуальные вопросы, связанные с драматическим состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения учащихся студентов к осмыслению семейных ценностей. «Что такое семья?», «Зачем нужна человеку семья?», «Можно ли прожить без семьи?», «Что стало причиной того, что большинство современной молодежи боится создать семью и родить ребенка?» – на эти и многие другие вопросы искали ответы участники нашего Круглого стола. Обсуждались следующие вопросы:
1. Что такое «семья» и «семейные традиции».
2. Какова демографическая ситуация в России: проблемы и перспективы их решения.
3. Какова роль семьи в формировании ценностей учащейся молодежи.
4. Каковы основные принципы семейных ценностей.
5. Что такое «Чайлдфри» и каковы его ценностные ориентации.
Первым докладом «Основные принципы семейных ценностей» выступила профессор Уфимского университета науки и технологий Вильданова Гюзель Булатовна, отметив, что семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества. Независимо от культурных особенностей, дети рождались, воспитывались и подрастали в семьях, постепенно перенимая опыт и традиции старшего поколения, становясь полноправными представителями своего народа.
В настоящее время существует множество проблем, связанных с созданием и сохранением семьи. Какие проблемы семьи мы здесь можем выделить?
- сокращение рождаемости и падение прироста населения;
- увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин;
- уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности;
- возрастающие потребности семьи и ограничение возможностей их удовлетворения;
- легкомысленное отношение к браку и семье;
- отсутствие самодисциплины и половая распущенность;
- высокий процент числа разводов (распадается каждый третий брачный союз).
Здесь нужен глубокий анализ учеными понятий семья и семейные ценности. Изменения в понимании семьи и семейных ценностей в нашей стране ведут к изменению образа семьи, передаваемого будущему поколению. Общество и государство заинтересованы в поиске современных семейных ценностей у молодого поколения, что обуславливает актуальность самого исследования.
В частности, на вопрос «Что такое семейные ценности?», докладчик сказал, что семейные ценности – это убеждения, этика, приоритеты и мировоззрение, разделяемые каждым членом семьи. Эти кодексы поведения создают структуру в семьях и могут определять роль каждого члена. Они также помогают семьям справляться с трудными задачами и отличать добро от зла в сложных ситуациях. Следующие общие принципы могут повлиять на многие сферы жизни семьи, в том числе:
1. Повседневные занятия.
2. Дисциплинарные методы для детей.
3. Разделение обязанностей по дому.
4. Образование.
5. Финансы.
6. Стили воспитания.
7. Отношения.
8. Религия.
У каждой семьи есть свои уникальные основные ценности, основанные на приоритетах и потребностях отдельных членов. Эти принципы часто передаются из поколения в поколение, передаваясь от бабушки и дедушки к родителю и ребенку. Например, дети обычно перенимают нормы и личностные качества у своих родителей.
Будучи первичным институтом воспитания и становления человека, семья передаёт подрастающему ребёнку не только знания, но и формирует его мировоззрение и миропонимание таким образом, чтобы всякий человек, став взрослым, чувствовал ответственность не только за себя, но и за жизни окружающих его людей. Именно в семье мы учимся заботиться о ближних, доверять, любить, правильно выражать свои чувства и эмоции, быть справедливыми и честными, жить в коллективе и ставить интересы общества выше интересов отдельной личности. Исследователи выделяют семь ценностей, которые укрепляют семьи.
7 ценностей для крепких семей:
1. Любовь.
2. Эмпатия.
3. Совместное семейное времяпрепровождение.
4. Честность.
5. Верность.
6. Настойчивость.
7. Уважение.
Как передавать семейные ценности из поколения в поколение?
Лучший способ – жить так, как вы считаете правильным, показывая детям ежедневный пример. Можно представить, что вы – важное звено в цепи, которая идет от ваших прадедов к вашим правнукам, и именно вам предстоит передать дальше все самое лучшее и достойное, что накоплено предыдущими поколениями. Оставаться наедине с этой миссией не стоит: смело привлекайте старших родственников, создавая вокруг детей ту атмосферу привязанностей.
Далее, выступил со следующим докладом «Почему люди становятся чайлдфри» Ибрагимов Фаниль Фандасович. Чайлдфри (от англ. childfree – свободный от детей) – это люди, которые сознательно не заводят детей. Идентифицировать себя как чайлдфри могут как состоящие в постоянных отношениях или браке люди, так и одинокие. Люди отказываются заводить детей по множеству причин: от финансовых до экологических.
Чайлдфри являются менее «социально удобными», им в большей степени свойственен эгоизм и индивидуализм. Исследователи в ходе социологического исследования были выяснены наиболее распространённые причины быть чайлдфри: нежелание жертвовать личным пространством ради ребёнка, отсутствие убедительной причины заводить детей, нежелание терять время, активное отвращение к детям.
Чем чайлдфри отличаются от бездетных? Бездетность может быть добровольной и вынужденной. В этом принципиальная разница. Люди становятся вынужденно бездетными по не зависящим от них причинам. Самая распространенная – бесплодие. Те, кто намеренно отказываются от детей, могут иметь возможность родить ребенка, но предпочитают этого не делать по собственному желанию.
Движение чайлдфри в России и мире. Демографическая яма в России - это 1990-е годы. Но в то время идеология чайлдфри в Россию только заходила. Главной причиной низкой рождаемости тогда стали социальные, экономические и политические проблемы – экономический кризис и дефолт. Кроме того, на показатели рождаемости повлиял всплеск сексуальной революции и первый секспросвет. Те, кто был подростком в середине 1990-х, стали первыми чайлдфри в России. Первые объединения начали появляться в конце 2004 года в виде виртуальных сообществ, которые насчитывали от 300 до 500 человек. Со временем именно активное взаимодействие в интернете стало особенностью движения чайлдфри в России. Сегодня подобных сообществ стало значительно больше. В некоторых из них состоят до 50 тыс. участников. Почему люди становятся чайлдфри? Чайлдфри – это определенная идентичность, которую люди принимают сознательно.
Исследователи выделяют несколько причин, по которым россияне отказываются заводить ребенка:
Детские психологические травмы. Негативный опыт, из-за которого человек разочаровался в идее семьи и не хочет воспроизводить ситуации, в которых теоретически он может пережить то же самое. Личный негативный опыт человека, связанный с детьми.
Влияние окружения. С каждым годом в мире становится все больше последователей чайлдфри-идеологии. Множится и количество причин, по которым люди отказываются заводить детей. У этого явления имеются свои причины:
- нежелание брать на себя дополнительную серьезную ответственность;
- страх перед необратимостью решения;
- отсутствие партнера;
- недовольство несовершенствами мира;
- осознание проблемы перенаселения планеты;
- финансовые трудности;
- дороговизна содержания ребенка;
- желание сохранить свободу и формат жизни «для себя»;
- страх перед социальными проблемами, с которыми столкнется ребенок;
- боязнь беременности и изменений, которые случаются с телом во время и после родов;
- страх процесса родов;
- негативное отношение к младенцам;
- восприятие детей в качестве помехи на пути к самореализации;
- неравномерное распределение родительских обязанностей (в основном в гетеросексуальных семьях о детях заботится женщина).
После выступления докладчиков и их ответов на вопросы студентов участники круглого стола приняли следующие основные задачи, которые заключаются в:
1. развитии у студентов стремления жить в дружной, благополучной семье, основанной на духовном единении, которое основано на общности жизненных целей и принципов совместной жизни родителей и детей;
2. укреплении у молодежи чувства благодарности к своим родителям за их заботу и внимание;
3. ориентировании молодежи на создание собственной крепкой и дружной семьи. Именно в семье он учится любви, ответственности, заботе и уважению.
В процессе обсуждения участниками Круглого стола были обобщены научно-методические и практические подходы к решению актуальных проблем семьи и семейных ценностей.