05.05.2024
29 апреля состоялась первая онлайн-встреча студентов Исламского колледжа им. М.Султановой и профессора, доктора философских наук, религиозного, политического и общественного деятеля, автора ряда трудов по религиоведению и сравнительному богословию Али Вячеслава Полосина.
Профессор говорил на тему «Гражданская идентичность», о различиях между светскостью и секуляризацией, о рациональности в фетвах, о различиях между нацизмом, национализмом и патриотизмом. Раскрыл вопрос исторической памяти, как средства формирования гражданской идентичности.
В ходе лекции рассказал и о себе, о своем становлении, о том, что окончил философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «социология», после окончил аспирантуру Дипломатической академии МИД РФ. Несколько лет был народным депутатом, является один из авторов закона РСФСР «О свободе вероисповеданий». С 1983 года был священником Русской православной церкви, в 1999-м перешел в ислам, приняв имя Али.
На второй встрече 1 мая была лекция по Политическому исламу. Профессор осветил историю политической мысли относительно халифа, историю политического ислама, развитие политического ислама запрещенными группировками «Братья мусульмане» и «Хизбу аттахрир». Салафитские и ваххабитские воззрения относительно политического ислама. Теолог разбирает методы работы сектантских группировок, в которых все построено на одних лишь призывах к действию.
Презентовал книгу «Политический ислам: в поисках «религиозного рая», рассказал о том, как важно делить духовное и мирское. В книге он указывает, что в исламе пророком Мухаммадом изначально был сформулирован принцип разделения духовной и мирской властей: «Если дело касается земной жизни, то это вам решать, а если дело касается религии — то мне». К примеру, говорил автор, назначать ответственным за сельское хозяйство резонно того, кто в нем разбирается, а не человека, который красивее всех произносит азан.
«Политический ислам — это политический проект, который использует нашу религию в своих целях. Политический ислам — такой же утопический проект, как у большевиков с их футуристическими идеями, но с использованием исламского фактора». Мусульманский богослов напоминает, что жизнь дана Всевышним для испытания. «Об этом Аллах сам говорит в Достохвальном Коране: кто пройдет испытания, тот удостоится вечного рая. А есть люди, которым хочется в этой жизни рай обеспечить, такое сосредоточение гедонизма», — считает Полосин.